
Практически сразу после окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, советская власть столкнулось с проблемой, которую без особых успехов пытались решить еще при царском правительстве - как обеспечить безопасность тихоокеанских рубежей в условиях ограниченных материальных и человеческих ресурсов на местах, и при значительном удалении региона от основной территории страны?
Без развитой транспортной инфраструктуры и тщательного планирования, эта проблема превращалась в неразрешимую задачу, что и показал опыт русско-японской войны, когда низкая пропускная способность имевшихся железных дорог не позволила вовремя перебросить необходимые резервы на театр военных действий и перехватить инициативу у японской армии. Неудача в военных действиях поставила крест на планах царского правительства на колонизацию северо-восточных районов Маньчжурии, и серьезно снизила ценность построенной Россией Китайско-Восточной железной дороги, с 1903 года соединявшей коротким путем Забайкалье и Приморье.
Схематичное изображение линий КВЖД и ЮМЖД, построенных Российской империей в Маньчжурии.
Однако, несмотря на то, что КВЖД, проложенная по территории другого государства, стала более уязвимой в плане безопасности, ее значение в транспортном обеспечении Дальнего Востока оставалось актуальными и после 1916 года, когда была введена в рабочую эксплуатацию Амурская железная дорога. Зависимость от КВЖД была обусловлена еще и тем, что Транссибирская железнодорожная магистраль оставалась преимущественно одноколейной, и это серьезно сказывалось на скорости и объемах грузоперевозок.
В 1924 году - через два года после окончания гражданской войны на Дальнем Востоке России, СССР и Китайская республика, подписали соглашение, по которому управление дорогой осуществлялось совместно, на паритетных началах, а сама КВЖД обслуживалась русскими/советскими специалистами.
Заметка на первой полосе газеты «Красное Знамя» (Владивосток) от 3 июня 1924 г с сообщением о признании СССР Китаем и об урегулировании вопроса о КВЖД.
Но уже в 1926 году власть в Китае перешла в руки правителей, враждебно настроенных к СССР, и ситуация вокруг КВЖД резко обострилась – китайцы взяли курс на отчуждение железной дороги и других советских активов в свою пользу. За несколько лет существенно выросло количество провокаций в отношении советских служащих КВЖД и дипломатических работников. Ситуация осложнялась еще и наличием в зоне КВЖД большого количества белоэмигрантов, не испытывающих симпатий к Советской России.
В начале 1929 политические провокации сменились силовым воздействием на дипломатические и торговые представительства СССР в зоне КВЖД – китайцы произвели захват ряда объектов, начались аресты советских служащих. Дипломатические усилия по урегулированию сложившейся ситуации не приносили нужных результатов – китайские власти осознанно шли на конфликт, полагая, что у СССР нет возможности каким-то образом защитить свою собственность и своих граждан, находящихся на сопредельной территории.
1929 г. Помещение Генерального консульства СССР в Харбине, разгромленное в ходе обыска китайской полицией.
Однако советские власти имели другой взгляд на свое участие в конфликте. С учетом того, что КВЖД при определенных обстоятельствах могла превратиться в транспортный коридор для армии противника, потерять контроль над дорогой для СССР было бы серьезной ошибкой. По мере того, как ухудшалась военно-политическая обстановка вокруг КВЖД, правительство СССР начало вести подготовку к боевым действиям.
1929 г. По СССР прокатилась волна митингов и демонстраций против действий китайских властей на КВЖД. Спасск не стал исключением: коллектив артели «Интернационал» и наглядная агитация, типичная для того периода.
К концу 1920-х годов расположенные на Дальнем Востоке и в Забайкалье части РККА не имели ни численного, ни существенного технического превосходства над предполагаемым противником, поэтому было принято решение о переброске дополнительных воинских подразделений из других районов СССР. В частности, в июле 1929г. имевшуюся военную группировку в Приморье усилили частями 26-й Златоустовской стрелковой дивизии, прибывшей из Красноярска и 2-й Приамурской стрелковой дивизии, прибывшей из Благовещенска. В августе все воинские части и соединения РККА на приграничной территории вошли в состав Особой Дальневосточной армии. Управление ОДВА было сформировано на базе управлений 18-го и 19-го стрелковых корпусов Сибирского военного округа. Командующим ОДВА был назначен В.К. Блюхер.
1929г. Командир 19-го стрелкового корпуса Г.Д. Хаханьян и командарм Особой Дальневосточной армии В.К. Блюхер
Местом дислокации для дополнительных авиационных подразделений, перебрасываемых из европейской части страны, был выбран Спасск, в котором на тот момент был единственный постоянно действующий сухопутный военный аэродром в Приморье. Именно на этом аэродроме с 1924 года базировался 19-й отдельный корпусной авиаотряд «Дальневосточный Ультиматум». В дополнение к этому авиаотряду планировалось перебросить из Смоленска 5-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью на самолетах «Fokker D.XI/Фоккер Д.11», а из Липецка 40-ю легкобомбардировочную авиационную эскадрилью им. Ленина на самолетах Р-1.
Историческая справка
В 1918 году, на основе материально-технической базы и личного состава авиачастей царской армии, в Советской России началось создание Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота, в составе которого первоначально планировалось сформировать 66 авиационных отрядов различного назначения. В числе прочих в Петрограде был сформирован 24-й отдельный разведывательный авиаотряд; в Нижнем Новгороде – 35-й отдельный разведывательный авиаотряд; в районе Брянска – 49-й отдельный разведывательный авиаотряд. По штатному расписанию того периода, авиаотряд считался основной организационно-тактической единицей, в составе которой находилось 6 самолетов. Для решения оперативных задач несколько отрядов могли быть сведены в одну авиагруппу.
1919 г. Самолеты иностранного производства 24-го отдельного разведывательного авиаотряда РККВФ на аэродроме в Казатине (Украина): в центре «Ньюпор-17», слева и справа «Сопвичи»
Апрель 1921г. Самолеты 35-го отдельного разведывательного авиаотряда на аэродроме в Екатеринодаре. Обратите внимание на индивидуальную окраску самолета «De Havilland»: белая стрела вдоль фюзеляжа и орден «Красного знамени».
В 1921 году, после окончания гражданской войны в европейской части России, началось реформирование РККВФ, целью которого стало совершенствование организационной структуры военной авиации и создание условий для ее дальнейшего развития на базе отечественной авиационной техники. В ходе начавшейся реформы, приказом Революционного Военного Совета Республики из 24-го, 35-го и 49-го авиационных разведотрядов была сформирована «1-я разведывательная авиационная эскадрилья» (приказом РВС РСФСР № 423/60 от 07.08.1921)
Эскадрилья вошла в состав 1-й разведывательной эскадры (состояла из 2 эскадрилий, с дислокацией в районе деревни Подосинки (район современной станции Ухтомская) под Москвой. В 1922 году 1-я раэ приказом Реввоенсовета перешла в непосредственное подчинение Московского окружного управления РККВФ и получила наименование «1-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья» (1-я ораэ).
24 января 1924г. умер В. И. Ленин - основатель и руководитель советского государства, а уже 9 марта приказом Реввоенсовета № 1296/26 1-й ораэ было присвоено имя Ленина, что на тот момент являлось очень высокой почестью. Одновременно в СССР шел сбор средств на оснащение 1-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи им. Ленина новыми советскими самолетами Р-1.
Фрагмент открытого письма с отчетом о расходовании добровольных взносов на постройку самолетов Р-1
Самолет Р-1 в силу своей конструкции являлся многофункциональным летательным аппаратом и мог применятся как самолет-разведчик, легкий бомбардировщик или боевик (штурмовик), поэтому специализация авиационных частей, вооруженных этим типом самолетов, была весьма условной. К примеру корпусные авиаотряды предназначались для ведения воздушной разведки в интересах наземных войск, однако в случае необходимости, их экипажи могли нанести бомбовый удар по противнику или атаковать его с помощью бортовых пулеметов. Кроме того, советская военная наука 1920-х годов отводила авиации основную роль носителя химического оружия – главного оружия массового поражения того времени.
1924г. Командующий авиацией Московского военного округа И.У. Павлов принимает новые самолеты Р-1, предназначенные для Красной армии.
Первую партию серийных Р-1, составивших основу нового авиапарка 1-й ораэ им. Ленина, изготовили на московском заводе №1. Эти самолеты не имели вооружения и были оснащены американскими моторами «Либерти».
1 июня на Центральном аэродроме в Москве, 19 самолетов Р-1 в торжественной обстановке вручили летчикам эскадрильи делегаты XIII съезда РКП(б). Даже в масштабах страны это было неординарное событие – советская авиация с этого момента начинала развитие с опорой на отечественную авиапромышленность.
Фрагмент статьи, размещенной на первой полосе газеты «Красное Знамя» (Владивосток) от 4 июня 1924 г. о передаче самолетов Р-1 эскадрилье им. Ленина
Вскоре разведывательная эскадрилья была переименована в 1-ю легкобомбардировочную авиаэскадрилью им. Ленина (1-я лбаэ) и переведена на новое место дислокации в город Липецк.
1924-25 г. Командный и летно-технический состав 1-й легкобомбардировочной эскадрильи им. Ленина. 1. Командир 1-го отряда Ф.Е. Болотов; 2. Командир эскадрильи С.А. Чернобровкин
В 1924 году, основной организационной единицей в авиации стала эскадрилья. Структура легкобомбардировочной/разведывательной эскадрильи выглядела следующим образом: три самолета составляли звено, два звена составляли авиаотряд, эскадрилья имела в своем составе три авиаотряда. Всего 18 самолетов плюс 1 командирский, итого 19. Полностью укомплектованная эскадрилья должна была иметь 31 самолет, из них 12 были запасными, что в условиях довольно высокой аварийности было не лишним. Численность личного состава эскадрильи была более 300 человек.
По традиции того времени, все самолеты имели собственные имена, в которых было отображено название организации или региона, на чьи средства был построен летательный аппарат:
В 1925 году командиром эскадрильи был назначен Сергей Алексеевич Чернобровкин - талантливый командир и организатор, попавший в авиацию из сухопутных частей и прошедший переподготовку как лётчик -наблюдатель.
1925 г. Командир 1-й ораэ им. Ленина С.А. Чернобровкин
В этом же году в штат эскадрильи был введен "сверхкомплектный" 4 авиаотряд, служивший прикрытием для развернутой в Липецке секретной авиационной школы германского Рейхсвера- так с 1919 по 1935 год назывались вооруженные силы Германии. По итогам Первой мировой войны на проигравшую Германию был наложен ряд запретов, касающихся развития и подготовки вооруженных сил, в том числе и запрет на военную авиацию. Для обхода наложенных ограничений, Германия, в обмен на поставку технологий, организовала на территории СССР ряд военно-учебных заведений, в которых негласно велась подготовка кадров для германской армии. Одним из таких заведений стала авиационная школа в Липецке.
Параллельно боевой учебе, шла доводка и дооснащение бипланов Р-1, поступивших в эскадрилью в довольно сыром виде. На самолеты «задним числом» устанавливались курсовые пулеметы с синхронизатором, монтировались бомбосбрасыватели и бомбовые прицелы различных конструкций, экспериментальным путем выбирались наиболее эффективные образцы бортового вооружения. Кроме того, эскадрилья участвовала в испытаниях новых отечественных двигателей М-5, которые планировалось устанавливать на Р-1 вместо американских моторов «Либерти».
Иншаков Василий Борисович. Летчик эскадрильи, участник испытательного перелета самолета Р-1 с новым двигателем М-5 по маршруту Москва – Липецк – Харьков – Киев – Гомель – Смоленск – Москва в 1925 году.
В 1926 году Военно-воздушные силы Красной армии начали переход на новую организационно-штатную структуру, предусматривающую создание крупных соединений - авиабригад, в составе которых могло находится 3-4 авиационных эскадрильи с единым войсковым и техническим хозяйством. В связи с этим, строевые части ВВС РККА получали новую нумерацию, и приказом Реввоенсовета СССР №704/131 эскадрилье было присвоено новое наименование - "40-я легкобомбардировочная авиационная эскадрилья имени Ленина" (40-я лбаэ).
Самолет Р-1 «Комсомолец Сибири» (с/н 2520), построенный в 1924 году для авиаэскадрильи им. Ленина на добровольные взносы в Сибирское отделение Общества Друзей Воздушного Флота
Кроме того, на базе технической службы 40-й лбаэ был сформирован 26-й авиационный парк 3-го разряда, предназначенный для обеспечения деятельности эскадрильи. Таким образом, в 1927 году 40-я лбаэ и 26-й авиационный парк стали основой для формирования так называемой Липецкой авиагруппы, в которую дополнительно вошли 10-й отдельный корпусной авиаотряд и 10-я школа младших авиационных специалистов, а также засекреченная под "4-й отряд" немецкая авиашкола. Такая концентрация авиационных подразделений позволяла организовать процесс подготовки летчиков эскадрильи наиболее эффективным образом. Очевидно, что на базе Липецкой авиагруппы и должна была сформироваться новая авиабригада.
С 1927 года в Липецкой авиагруппе проходили стажировку советские летчики, получавшие в том числе и опыт пилотирования самолетов иностранного производства, имевшихся на вооружении "4-го отряда". В числе первых пилотов, прошедших стажировку, был Валерий Чкалов. Кроме участия в подготовке советских летчиков непосредственно в Липецке, немецкие специалисты имели связь и с другими частями ВВС РККА. К примеру сохранились сведения о наличии таких контактов с авиапарком в Спасске.
В октябре 1927 года командиром эскадрильи был назначен Ян Янович (Иван Иванович) Карклин, он же осуществлял руководство Липецкой авиагруппой.
Ян Янович Карклин, командир 40-й легкобомбардировочной авиационной эскадрильи им. Ленина (1927-1929 гг.)
К лету 1929 года 40-я эскадрилья являлась одной из самых известных авиационных частей в ВВС РККА. В эскадрилье служили хорошо подготовленные летчики и летчики-наблюдатели, с богатым опытом полетов, в том числе на большие расстояния и в сложных метеоусловиях. Кроме того, личный состав неоднократно участвовал в военных учениях, в том числе и предусматривающих переброску эскадрильи железнодорожным транспортом к новому месту базирования. Очевидно, что это обстоятельство сыграло не последнюю роль при решении командования о переброске частей Липецкой авиагруппы на Дальний Восток, где они должны были войти в состав ВВС Особой Дальневосточной армии. Вот только 26-й авиационный парк остался в Хабаровске, а 40-я лбаэ им. Ленина проследовала дальше в Приморье, в Спасск-Дальний…
В боях за КВЖД
К августу 1929 года командование Красной армии значительно увеличило численность войск в районах, примыкающих к границе с Маньчжурией. Особую Дальневосточную армию разделили на две группы - Забайкальскую и Приморскую. В состав авиации Приморской группы вошли 19-й отдельный корпусной авиационный отряд "Дальневосточный ультиматум", 5-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, 40-я отдельная легкобомбардировочная авиационная эскадрилья им. Ленина, а также 68-й отдельный речной авиаотряд Дальневосточной военной флотилии из Хабаровска.
Такое усиление не могло пройти незамеченным, однако китайское командование, сделавшее ставку на силовое отторжение доли советского имущества КВЖД, не спешило возвращать ситуацию в исходное положение, а напротив, стало увеличивать число своих подразделений на приграничных территориях. Начиная с середины июля экипажи авиаотряда "Дальневосточный ультиматум" вылетая на разведку в районе пограничной станции Гродеково, отмечали прибытие дополнительных сил противника и строительство укреплений на сопредельной стороне. Таким образом, обе стороны всячески демонстрировали готовность к решению конфликта военным путем.
Июль-август 1929г. Летчики 19-го окорпао «Дальневосточный Ультиматум» перед началом боевых действий на КВЖД в районе ст. Гродеково.
Первое боевое применение авиации ОДВА произошло 8 сентября. Для поддержки действий наземных частей, экипажи 19-го окорпао дважды провели бомбардировку железнодорожной станции Пограничная (в то время станция КВЖД, рядом с китайским поселком Суйфэньхэ). Действия авиации сочетались с артиллерийским обстрелом этого района. Эффективными ударами противнику был нанесен большой материальный ущерб, а главное - была сорвана концентрация его частей на Гродековском направлении. Однако активизация Красной армии на этом участке границы так и не смогла принудить китайцев перейти к решению конфликта путем дипломатических переговоров.
Участок государствнной границы, контролировавшийся с воздуха экипажами 19-го окорпао
Экипажи 40-й эскадрильи действовали севернее - проводили воздушную разведку границы на участке от поселка Барабаш-Левада до поселка Турий Рог. 26 сентября два звена эскадрильи вылетали на разведку через границу - в район населенного пункта Мишаньфу. 3 октября несколько десятков китайских солдат перешли границу с целью захватить советский пограничный дозор в районе села Турий Рог. На помощь пограничникам срочно выдвинулась конная группа 9-й Дальневосточной кавалерийской бригады, выбившая противника на свою территорию. Поддержку с воздуха оказывало одно звено 40-й авиаэскадрильи, проводившее авиаразведку района Турий Рог -погранпост № 25 - Дворянка - Камень-Рыболов.
Примерный район воздушного патрулирования самолетами 40-й авиаскадрильи
9 октября советское правительство поставило задачу перед командованием ОДВА задачу: упреждающими ударам разгромить группировки противника, выдвинутые к советской границе сразу на нескольких направлениях. Молниеносные удары по гарнизонам и транспортным узлам на территории Маньчжурии должны были принудить противника сесть за стол переговоров и в конечном итоге вернутся к выполнению договора, подписанного в 1924 году. 10 октября был утвержден план военных действий.
Накануне, по приказу командарма В.К. Блюхера, 15 исправных самолетов 40-й авиаэскадрильи под командованием Я.Я.Карклина усилили советскую авиационную группировку в районе Хабаровска, где были запланированы боевые действия против Сунгарийской флотилии противника, имевшей возможность угрожать советскому судоходству на Амуре.
В Хабаровске экипажи Р-1 потренировались в бомбометании по надводной цели - подорванному во время гражданской войны и списанному из состава Амурской речной флотилии монитору "Смерч". Сухопутные летчики бросали бомбы с высоты 600-800 метров, но ни одна из сброшенных бомб не попала в цель, а разрывы 32-х килограммовых фугасных бомб АФ-32 в нескольких метрах от корпуса монитора, не нанесли ему заметных повреждений.
Однако, несмотря на не совсем удачный опыт, 10 октября эскадрилья перебазировалась на полевой аэродром у деревни Бабстово, рядом с селом Михайло-Семеновское. Изначально небольшой аэродром перед запланированной операцией был срочно расширен для осуществления взлета и посадки самолетов с двух направлений.
Район проведения Сунгарийской операции
Практически сразу экипажи 40-й эскадрильи приступили к изучению с воздуха района будущих боевых действий - устья реки Сунгари в месте ее слияния с Амуром, рейда города-крепости Лахасусу, мест базирования кораблей Гирин-Хейлунцзянской Речной Охранной флотилии (Сунгарийской флотилии) и сухопутных гарнизонов противника. С целью конспирации, вылеты осуществлялись на гидросамолетах МР-1 68-го отдельного речного гидроавиаотряда. МР-1 являлся морской версией самолета Р-1, у которого вместо колесного шасси были установлены поплавки, позволявшие производить взлет-посадку с водной поверхности. К внешнему виду МР-1 китайцы успели привыкнуть и их появление в воздухе не должно было вызвать особых подозрений. Кроме летчиков 40-й эскадрильи, на рекогносцировку с воздуха вылетали и командиры стрелковых частей.
1929 г. Гидроплан МР-1 из состава 68-го оречгао вылетает на воздушную разведку укреплений Лахасусу. Хорошо видны массивные поплавки.
С учетом поставленных командованием задач, а также имевшихся сведений о предполагаемом наличии авиации у противника, из состава 68-го отдельного речного гидроавиаотряда были выделены два гидросамолета для прикрытия базы флотилии в районе Хабаровска, мостов через Амур, а также патрулирования и разведки. Остальные шесть МР-1 вместе с первым отрядом 40-й авиаэскадрильи должны были ранним утром 12 октября вылететь из Михайло-Семеновского для бомбардировки вражеских кораблей на рейде Лахасусу и береговых батарей. Бомбить непосредственно корабли поручили экипажам 40-й авиаэскадрильи, так, как только их самолеты могли нести 82-х килограммовые бомбы АФ-82. Гидросамолеты из-за наличия поплавков, такие бомбы использовать не могли.
Сигналом к вылету для командира авиагруппы послужила радиограмма, переданная с борта флагманского корабля Дальневосточной военной флотилии. Для остальных экипажей сигнал был продублирован двумя белыми ракетами с борта командирского самолета.
1929 год. Результат воздушной разведки - вид на укрепления и рейд Лахасусу сверху
Все цели между самолетами были распределены заранее - по данным проведенной накануне аэрофотосъемки. Удар по противнику наносился последовательно тремя отрядами с высоты 700-1000 метров авиабомбами разной мощности – одни использовались для пристрелки, другие для поражения цели. После первых разрывов бомб к обстрелу рейда Лахасусу подключились и корабли Дальневосточной военной флотилии. Совместными усилиями были выведены из строя канонерская лодка «Лицзе»; баржа «Дун-и», переделанная под плавучую батарею; три вооруженных колесных парохода, причем один из них был поражен только авиационным ударом.
1929 год. Взятая в плен самоходная баржа/плавбатарея "Дун-и" на базе Дальневосточной флотилии
Кроме того, самолеты 40-й авиаэскадрильи после бомбардировки рейда стали преследовать отдельные корабли противника, пытавшиеся уйти вверх по течению Сунгари. Один из отрядов эскадрильи нашел и атаковал китайский "речной крейсер" - канонерскую лодку "Кианг-Хын"(«Цзянхэн»), правда без особых успехов. Второй и третий отряды 40-й авиаэскадрильи бомбили группу кораблей - канонерскую лодку «Лисуй» и два речных парохода. Один из этих пароходов обстреляли из курсовых пулеметов Р-1 с высоты 50 метров, что произвело на команду неизгладимое впечатление.
«Речной крейсер», флагманский корабль Сунгарийской флотилии - канонерская лодка Kiang Heng/Chiang Hung. В советских источниках он упоминается как «Кианг-Хын»/«Цзянхэн»
Экипажи 68-го гидроавиаотряда бомбовым ударом подавили огонь артиллерийской батареи у деревни Чичихэ, чем обеспечили безопасную работу минных тральщиков и последующую высадку десанта с кораблей Амурской флотилии. Гидроавиаотряд, специально подготовленный для действий на воде, проявил себя в этой операции самым лучшим образом. Используя плавучую базу "Амур" в качестве пункта дозаправки топливом и боепитанием, гидросамолеты могли чаще вылетать на боевые задания, чем "сухопутные" Р-1, аэродром которых находился на удалении от района боевых действий. Такое преимущество было активно использовано на втором этапе Сунгарийской операции, закончившейся взятием города Фугдин.
Несамоходный авиатранспорт “Амур” Дальневосточной военной флотилии. Переделан из разоруженной канонерской лодки “Вихрь” и предусматривал размещение 4 гидросамолетов МР-1.
Всего с 6 до 11 часов 12 октября советская авиация совершила четыре вылета. Три самолета 40-й авиаэскадрильи получили незначительные повреждения от огня стрелкового оружия противника, но при этом остались в строю. В целом, несмотря на относительно невысокую эффективность бомбовых ударов, действия авиации в Сунгарийской операции были признаны успешными. Атаки с воздуха вынуждали корабли противника маневрировать и подставляться под огонь советских речных мониторов и канонерских лодок. Вид ревущих над головой самолетов сеял панику и растерянность среди личного состава противника, что облегчало выполнение боевой задачи для сухопутных войск и десанта с кораблей ДВВФ.
Летчики 68-го оречгао на фоне гидросамолетов МР-1 и речного авиатранспорта “Амур”
Грамотное планирование Сунгарийской операции и неплохое взаимодействие разнородных сил - авиации, речной флотилии и сухопутных частей РККА, произвело на противника сильное впечатление, закрепить которое должны были новые удары Особой Дальневосточной армии. Их предполагалось нанести одновременно с двух сторон: Забайкальская группа ОДВА должна была вести наступление на Маньжуро-Чжайланорском направлении, а Приморская группа атаковать противника в районе города Мишаньфу. Начало операций было запланировано на 17 ноября 1929 года.
Основанием для операции в Приморье, стали полученные советским командованием разведданные о том, что в районе северо-западнее озера Ханка концентрируется китайская войсковая группировка, якобы планирующая нанести основной удар в направлении приморского города Иман, что позволило бы ей перерезать железную дорогу между Хабаровском и Владивостоком. Кроме того, китайцы в качестве отвлекающего удара якобы планировали рейд по западному берегу оз. Ханка, в направлении советских населенных пунктов Турий Рог и Камень-Рыболов.
Исходя из имеющихся сведений, Реввоенсовет ОДВА с санкции НаркомвоенмораК.Е. Ворошилова принял решение о нанесении упреждающего удара по территории Маньчжурии. План операции предусматривал фронтальный удар по противнику от села Турий Рог, с одновременным окружением и разгромом китайской группировки в районе Мишаньфу.
Осень 1929 г. Командование Приморской группы с начальником штаба ОДВА А.Я. Лапиным и летчики 5-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи на фоне самолета Fokker D.XI/ Фоккер Д.11
В Приморской группе воздушную поддержку наступающим на Мишаньфу частям 1-й Тихоокеанской стрелковой дивизии и 9-й отдельной Дальневосточной кавалерийской бригады должны были оказывать 40-я легкобомбардировочная авиаэскадрилья им. Ленина (пятнадцать самолетов Р-1); один отряд 5-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (семь самолетов FokkerD.XI); 19-й отдельный корпусной авиаотряд "Дальневосточный ультиматум" (восемь самолетов Р-1). Перед началом операции все самолеты были сосредоточены на полевом аэродроме рядом с селом Камень-Рыболов.
16 ноября два звена 19-го окорпао нанесли бомбо-штурмовой удар по аэродрому в районе города Муданьцзян. Рано утром 17 ноября налет повторили, полностью лишив противника шанса на использование своих самолетов. Одновременно с действиями авиации, в 6:15 наземные силы перешли линию государственной границы. В числе передовых отрядов шел 87-й Забайкальский кавалерийский полк, с 1923 года дислоцировавшийся в Спасске-Дальнем.
Командно-политический состав 87-го Забайкальского кавалерийского полка 9-й кавбригады. В первом ряду в центре командир полка Ф.А. Пархоменко, по правую руку от него начальник штаба В.К. Парамзин.
Не встречая сильного и организованного противодействия, авангардные части 87-го кавполка около 14:00 вышли к высотам в 4-5 километрах западнее обнесенного стеной города Мишаньфу. А вскоре к городу подошел приданный 9-й кавбригаде стрелковый батальон 3-го Верхне-Удинского полка. Чтобы пехота не сильно отстала от кавалерии, ее посадили на подводы – это позволило преодолеть тридцать шесть километров за девять часов хода, одновременно участвуя в боестолкновениях с встречающимися китайскими отрядами.
Несмотря на сильный обстрел противником, пехота развернулась в цепь и при поддержке артиллерии пошла на штурм городских укреплений с юго-западного направления. В 16:00 к месту боя подошли другие пехотные части 1-й Тихоокеанской стрелковой дивизии с приданной артиллерией. Почувствовав угрозу окружения, части 1-й Мукденской кавалерийской дивизии противника начали отступать через реку Мурень (Мулинхэ), однако удар 87-го кавполка по прорывающимся китайцам, существенно осложнил им переправу.
Кроме кавалерии, удар по отступающему противнику и по переправе нанесли экипажи 19-го окорпао. Четыре звена 40-й эскадрильи одно за другим атаковали китайскую кавалерию на северной окраине города Мишаньфу. Бомбометание производилось с высоты 1000 метров, сериями по четыре бомбы. Очень эффективным оказался удар небольшими 8 килограммовыми авиационными осколочными бомбами АО-8. Взрыв такой бомбы поражал одновременно пять-десять человек. Кроме того, скопившаяся кавалерия противника представляла отличную цель для огня из бортовых пулеметов Р-1.
К штурмовке подключились и «Фоккеры» 5-й авиаэскадрильи, которые должны были прикрывать действия наземных частей от возможных атак китайских самолетов. Не встретив в небе авиацию противника, истребители огнем своих пулеметов рассеяли полк китайской кавалерии.
Мишаньфу был построен в традициях старой китайской фортификации – в низине, между господствующих высот, и был абсолютно открыт для огня советской артиллерии. Разрывы снарядов и авиабомб превратили котловину, в которой находился город, в пылающий огнем смертельный капкан. В этом капкане по разным подсчетам погибло 400-500 китайских солдат и офицеров. К 18:00 Мишаньфу был полностью под контролем частей Красной армии, занявшим опустевший город.
В это же время, в районе юго-западнее Мишаньфу действовал 1-й Читинский стрелковый полк, перед которым была поставлена задача прикрывать основные силы, ведущие наступление на город. С боями полк прошел сорок два километра и поздним вечером 17 октября передовые подразделения полка вступили в населенный пункт Тайпинчжень, где и организовали оборону.
В ночь на 18 ноября китайцы подтянули в этот район части 1-й кавалерийской бригады, общей численностью около 3000 человек (примерно два полка пехоты и полк кавалерии). На рассвете 18 ноября противник перешел в контрнаступление. После начала китайской атаки одно звено 40-й авиаэскадрильи нанесло эффективный бомбовый удар по крупному отряду противника. Кроме того, еще семь самолетов Р-1 и шестерка «Фоккеров» провели штурмовку противника, поддержав контратаку своей пехоты в районе деревни Сионидза. В ходе боя, советская авиация израсходовала 214 бомб АО-8, 28 бомб АФ-32 и 3500 пулеметных патронов.
Август 1929г. Самолет FokkerD.XI летчика 5-й оиаэ А.И. Никашина на аэродроме Спасска-Дальнего
Грамотно организованная оборона с опорой на массированный ружейно-пулеметный огонь; удары авиации и артиллерии в сочетании с неожиданными контратаками пехоты сорвали замысел противника. Понеся большие потери, китайцы прекратили контрнаступление и вынуждены были отойти. В результате боев Мишаньфуская группа противника была разбита и дезорганизована.
20 ноября 1929 года, части Особой Дальневосточной армии, выполнив поставленную перед ними задачу, покинули занятые населенные пункты в Маньчжурии и организовано вышли на советскую территорию. И хотя еще в первой половине декабря 1929 г. в разведывательных сводках появлялись сообщения о перемещениях частей противника, активных действий на Приморском направлении больше не проводилось.
Не менее успешно была проведена наступательная операция Забайкальской группы на Чжалайнорском направлении – все поставленные правительством СССР и командованием ОДВА задачи были выполнены.
Итоги
Успешные действия Особой Дальневосточной армии одновременно на двух разных направлениях, убедили китайскую сторону в бессмысленности дальнейшего сопротивления. Уже 20 ноября китайские парламентеры в сопровождении работников советского консульства вышли на позиции в районе ст. Россыпная падь на Гродековском участке границы. Парламентеры передали предложение о начале переговоров по дипломатическому урегулированию конфликта.
После ряда предварительных переговоров и консультаций 22 декабря 1929г. в Хабаровске был подписан протокол об урегулировании конфликта на КВЖД, восстанавливающий статус-кво. 23 декабря начался вывод частей ОДВА, сохранявших свое присутствие на участке КВЖД ст.Хайлар-ст.Маньчжурия. 8 января 1930 было восстановлено регулярное движение по КВЖД. 10 января последние части ОДВА покинули территорию Маньчжурии.
Ноябрь 1929 г. Герой штурма Спасска, командующий Забайкальской группой ОДВА Степан Вострецов и пленный китаец.
В многочисленных обращениях представителей китайского населения к командованию ОДВА отмечалось, что во время нахождения советских войск на китайской территории не было случаев мародерства или грубого обращения с китайцами. И напротив – жесткие меры по наведению порядка, предпринятые советским командованием, и оказанная нуждающимся материальная помощь, расположили к себе местное население.
Однако в целом обстановка на границе продолжала оставаться напряженной, что заставляло советское правительство предпринимать значительные усилия по укреплению обороноспособности и улучшению транспортной связанности Дальнего Востока. Успешно разрешенный военный конфликт дал небольшую передышку, которую следовало использовать максимально эффективно….
Материал подготовил С.А. Иващук
Комментарии: